Размещено (дата, время): 01.07.2014, 15:20:38
Последние изменения (дата, время): 18.12.2014, 12:48:04

О модификации проектной документации линейного объекта

Наше письмо от 1 июля 2014 года № П283/01-12:

«Партнерство «ПРОЕКТ – РОДОС» совместно с ведущими проектными организациями рассмотрело проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке подготовки заключения, подтверждающего, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта (далее - Положение) и Типовой формы заключения о том, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта».

По мнению профессионалов проектно-изыскательского сообщества в предлагаемом изложении документ не обеспечивает выполнение задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 30 ноября 2012 года № АД-П9-7256 в части разработки нормативно-правовых актов для привлечения организаций, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Основными аргументами этого являются:

В представленном проекте документа не раскрывается само понятие «модификация проектной документации, и ее разделов».

Не определены критерии отнесения проектной документации линейного объекта к модифицированной проектной документации линейного объекта (например: для автомобильной дороги - изменение конструкции слоев дорожной одежды в части снижения их толщины или  изменение продольного профиля в части снижения радиуса кривых).

Не устанавливается перечень показателей линейного объекта, которые определяют конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта (например: характеризующие функциональное назначение, класс, категорию линейного объекта и др.).

Все участники строительного процесса должны иметь единое понимание, какие именно изменения квалифицируются как «модификация», иначе под «модификацией» можно понимать, по сути, любые корректировки проектной документации и что относится к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности линейного объекта».

По нашему убеждению, задача организации, выдающей заключение, должна сводиться к проверке (сравнению) того, что новые предложения «модификация» не ухудшают ранее прошедших экспертизу параметров. Авторы Положения ограничились разъяснением в пункте 2, что под «качественными и функциональными характеристиками линейного объекта» подразумеваются показатели, характеризующие функциональное назначение, класс, категорию линейного объекта и иные основные технико-экономические показатели линейного объекта (его частей)». Такие расплывчатые формулировки позволяют произвольно трактовать понятие надежности и безопасности, причем в разных организациях по-разному.

Для разработки перечисленных определений, критериев и показателей считаем целесообразным привлечение  специалистов соответствующих ведомств, к которым относятся линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

В пунктах 4-23 Положения излагается порядок подготовки заключения, подтверждающего, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта. Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что «Экспертиза проектной документации не проводится … в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации…» предлагаемый в проекте Положения порядок представления документов, рассмотрения и выдачи подтверждения того, что модификация проектной документации получила положительное заключение, полностью соответствует порядку организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, что вступает в противоречие с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Предлагаемый Перечень документов, представляемых для подготовки заключения в организацию (экспертизу), которая ранее проводила полную экспертизу проекта, в таком объеме считаем необоснованным (эта процедура приведет лишь к увеличению сроков получения заключения).

Пунктом 23 проекта Положения предусматривается осуществлять расчет стоимости подготовки заключения в объеме до 30 процентов от стоимости, ранее утвержденной проектной документации, безусловно, это не стимулирует подрядчика к внедрению им новых технологий и управленческих компетенций. Расчет стоимости должен осуществляться в размере 30 процентов от стоимости проведения государственной экспертизы модифицированных разделов проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки решений модификации проектной документации.

Проектом Положения не прописан механизм оспаривания отрицательного заключения в случае, если предлагающая модификацию сторона не согласна с отрицательными выводами. По нашему глубокому убеждению, Положение обязательно должно предусматривать возможность обращения в этом случае в другие организации, в том числе и негосударственной формы собственности.

Так же в проекте Положения не отражены моменты на случай, если готовящая Заключение организация выполнит эту работу некачественно, с нарушением сроков и процедур, с привлечением некомпетентных специалистов, или в иных формах, которые заказчик работы сочтет профессионально неприемлемыми и нарушающими Договор на выполнение Заключения.

Из проекта Положения следует исключить упоминание о модификации для проектов капитальных ремонтов, так как Градостроительным кодексом Российской Федерации установлены процедуры модификации исключительно для капитального строительства и реконструкции.

3. Проект Типовой формы заключения о том, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта привести в соответствие с изменениями, вносимыми в проект Положения, Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Текст заключения предполагает только отрицание: «не соответствует», «не позволяет», что не оставляет права выбора принятия решения.

В основном модификация проектной документации осуществляется на этапе, выполнения государственного контракта, в этой связи пункт 3.2 «Отметка организации по подготовке заключения в отношении модификации проектной документации о возможном снижении сметной стоимости строительства (реконструкции) линейного объекта после проведения модификации проектной документации (при необходимости)» в Типовой форме не актуален.

Учитывая вышеизложенное, Партнерство «ПРОЕКТ - РОДОС» предлагает доработать представленный проект нормативного акта, в целях создания условий для выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации.».