Размещено (дата, время): 15.05.2015, 17:32:40
Последние изменения (дата, время): 10.09.2015, 17:07:40

О проведении оценки регулирующего воздействия проекта приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций»

Письмо Департаментаградостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 июня 2015 года № 16803-AT/08.

Наше заключение от 15 мая 2015 года № П220/01-14:

«Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации «Некоммерческое Партнерство дорожных проектных организаций «РОДОС» (далее – Партнерство), рассмотрела на правах эксперта проект порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, утверждаемого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее соответственно – проект порядка, проект приказа), представленного в рамках публичного обсуждения Министерством экономического развития Российской Федерации, а также тот же проект порядка в редакции, доработанной по замечаниям Национального объединения проектировщиков, и в рабочем порядке предоставленной ответственным Департаментом Минстроя России, и сообщает.

Исходя из редакции части 8 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, из которой следует реализация полномочия Минстроя России по утверждению рассмотренного проекта порядка, необходимо учитывать, что само название проекта приказа, наименование проекта порядка и его содержание не в полной мере соответствуют положениям части 8 статьи 5516 в ее смысловом значении, а также предметном и функциональном назначении.

Так, порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации очевидно должен регулировать все случаи движения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (исключительные и возможные, в том числе предусмотренные частью 8 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации), сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, а именно:

После зачисления средств компенсационного фонда на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующим порядком необходимо урегулировать следующие вопросы:

1. использование Национальным объединением саморегулируемых организаций таких средств для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной ответственности саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2. исполнение обязанности Национального объединения саморегулируемых организаций по размещению таких средств в соответствии с частью 4 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях, указываемы в инвестиционной декларации Национального объединения саморегулируемых организаций, в которой, в свою очередь, целесообразно отразить (урегулировать) следующие основные вопросы:

приоритет сохранения и (или) увеличения размера перечисленных средств компенсационного фонда;

требование к страхованию российской кредитной организацией перечисленных средств компенсационного фонда от случаев невыполнения кредитной организацией обязательств по договору банковского вклада (депозита) в связи с отзывом (аннулированием) Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций, введением им моратория на удовлетворение требований кредиторов, решением арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом;

возврат ошибочно перечисленных средств;

осуществление выплат в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки);

осуществление выплат (в том числе по решению суда, включая судебные издержки), предусмотренных частью 4 статьи 32 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в случае, если таких выплаты не производились саморегулируемой организацией до момента (даты) исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;

необходимость наличия в договоре банковского вклада (депозита) такого существенного условия размещения перечисленных средств компенсационного фонда, чтобы в случае необходимости, а также по требованию Национального объединения саморегулируемых организаций и (или) по решению суда, осуществление выплат (возврата) из указанных активов не превышало десяти рабочих дней;

3. перечисление зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда по заявлению индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия в члены другой саморегулируемой организации;

4. взаимодействие Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации, сведения о которой были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций во внесудебном порядке или по решению суда (части 12 и 13 статьи 5519 Градостроительного кодекса Российской Федерации), если такая саморегулируемая организация оспаривает и (или) оспорила соответствующее решение об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций и тем самым восстановила (вновь приобрела) право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следует подчеркнуть, что исходя из перечисленных объективно возможных случаев движения средств компенсационного фонда после их перечисления на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, в рассмотренном проекте порядка затронуты только случаи, указанные выше в пункте 3 настоящего заключения, что необоснованно ограничивает сферу нормативного правового регулирования проекта приказа и проекта порядка соответственно.

При этом также необходимо отметить, что часть 8 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации однозначно не устанавливает, куда (кому) именно должны быть перечислены средства компенсационного фонда. Этот комментарий в основном относится к однозначности трактовки получателя соответствующего платежа, предусмотренного подпунктом 3 пункта 11 проекта порядка.

Кроме того, по нашему мнению, а также в силу положений законодательства Российской Федерации по совокупности, это может повлечь необоснованное ограничение прав индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на принадлежащее им по существу имущество в виде их части оплаченных средств компенсационного фонда, поскольку в соответствии с пунктом 8 проекта порядка расчет пропорциональности средств компенсационного фонда, прилагаемый к обоснованию причин несоответствия размера средств компенсационного фонда, указанного в запросе Национального объединения саморегулируемых организаций, допускает обоснование и заявляемое несоответствие только на дату исключения сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций, что не является оправданным.

Действительно, исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 557), лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае с исключением сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, прекращение членства с указанным последствием, кстати в упрощенном порядке, т.е. по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, осуществляется в силу следующей установленной законодательной последовательности:

1. сначала со дня исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций прекращается действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ (часть 19 стать 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации), по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2. затем, по существу, в силу отсутствия у соответствующего индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, принимается решение об исключении из членов такого индивидуального предпринимателя или юридического лица (пункт 5 части 2 статьи 557 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Однако, в указанной законодательной последовательности важными являются следующие обстоятельства:

В соответствии с той же частью 4 статьи 557 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в случае с исключением сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 части 4 статьи 32 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившим членство в такой саморегулируемой организации, уплаченные ими взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации при соблюдении условия, что указанный индивидуальный предприниматель или указанное юридическое лицо не имеет свидетельство о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В рассматриваемом случае с исключением сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций такое условие соблюдается, поскольку прекращается действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и другое выдано быть не может, поскольку исключение сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций влечет за собой прекращение права такой саморегулируемой организации на выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (часть 4 статьи 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом, в соответствии с частью 5 статьи 32 указанного Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства возвращает взнос в компенсационный фонд индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, уплаченный ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в течение десяти дней со дня прекращения членства указанных лиц в такой саморегулируемой организации.

Со дня же возврата такому лицу взноса, уплаченного им в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении такого лица.

Указанные выше обстоятельства с учетом положений части 8 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации по совокупности, обоснованно делают не бесспорным положения пункта 8 проекта порядка (в части порядка расчета размера пропорциональности средств компенсационного фонда именно на дату исключения сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций), а также подпункта 3 пункта 11 проекта порядка в части единственной возможности перечисления зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда по заявлению индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия в члены другой саморегулируемой организации, по реквизитам банковского счета только такой саморегулируемой организации, а не соответствующего индивидуального предпринимателя или юридического лица непосредственно.

Следует отметить, что последнее условие для перечисления средств компенсационного фонда только саморегулируемой организации с учетом принятия в члены этой саморегулируемой организации возможно в какой-то мере является обоснованным.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, обратившиеся с заявлением, которые намерены и дальше осуществлять виды деятельности, которые требуют обязательного членства в соответствующей саморегулируемой организации и наличия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также могут быть получателем платежа средств компенсационного фонда, зачисленного на счет Национального объединения саморегулируемой организации, по тем же основаниям, т.е. по факту принятия в члены другой саморегулируемой организации.

По нашему мнению, это обстоятельство в случае если оно не будет учетно разработчиками проекта порядка может стать существенным препятствием для обеспечения непрерывности осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом профессиональной и предпринимательской деятельности соответственно в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые перестают являться по большому счету по независящим от них причинам членом саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра юридических лиц, поскольку:

1. лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней не только после дня принятия соответствующего решения, но и оплаты взноса в компенсационный фонд (часть 6 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

2. согласно пунктам 12, 13 и другим связанным с ними проекта порядка заявление индивидуального предпринимателя или юридического лица о перечислении зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия в члены другой саморегулируемой организации, возможно подать только с момента (даты) принятия их в члены другой саморегулируемой организации.

Таким образом, получается, что как только исключаются сведения о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, для того, чтобы индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу продолжить профессиональную и (или) предпринимательскую деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства потребуется:

1. до 30 дней ждать решения другой саморегулируемой организации о принятии в члены такой саморегулируемой организации и о выдаче ею свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (часть 4 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

2. по истечении срока для принятия указанного решения и уже в течение дополнительных 30 дней ждать еще, пока Национальное объединение саморегулируемых организаций будет рассматривать указанное выше заявление о перечислении зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (пункт 13 проекта порядка).

С учетом всего вышеизложенного Партнерство считает, что проект порядка требует существенной переработки, а по сути изложения его в новой редакции, в том числе в части его концептуальной основы, поскольку положения проекта порядка по совокупности (в случае, если они будут приняты без изменений):

будут препятствовать реализации принципа добросовестной неценовой конкуренции между участниками градостроительной деятельности;

допускать совершение любых действий, которые смогут привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников градостроительной деятельности.

Исходя из содержательной части настоящего заключения Партнерство просит рассмотреть его по существу применительно к каждому пункту проекта порядка, а также предлагает совместно с ответственными представителями Минэкономразвития России, Минстроя России, заинтересованных национальных объединений саморегулируемых организаций градостроительной сферы подготовить его новую редакцию в рамках публичных консультаций для снятия имеющихся разногласий и противоречий всех заинтересованных участников взаимодействия.».

Письмо Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России от 16 марта 2015 года № П26и-133:

«Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России обращает Ваше внимание на проведение публичных консультаций по проекту приказа Минстроя России «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» (далее – проект акта), направленного на установление порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

В целях проведения публичного обсуждения проект акта размещен Минстроем России на официальном сайте по адресу: regulation.gov.ru/project/22460.html.

В связи с тем, что проект акта потенциально затрагивает Вашу сферу деятельности, рекомендуем принять участие в его публичном обсуждении на официальном сайте.

Кроме того, сообщаем о своей готовности при подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект акта основываться на Вашем мнении и учитывать Ваши предложения и замечания. Контактное лицо в Минэкономразвития России по данному вопросу: Минаев Алексей Владимирович, тел. +7(495)650-8700, доб. 2636 MinaevAV@economy.gov.ru.».